Тема недели
Оптовая текстильная компания «Торговый дом «АРТТЕКС»
На волне отельного бума
На смену буму строительства
Звездная середина
Описывая оптимальный для Новосибирска гостиничный формат, респонденты «КС» предостерегают новичков от амбициозной влюбленности в «многозвездные» отели. «Три звезды» — самый рациональный, самый ликвидный на сегодня уровень, — говорит директор компании «Зеленый бор» ГК «Конквест» Сергей Косенко. — Для строительства пятизвездочного и даже четырехзвездочного отеля нужны сугубо экономические предпосылки. А их, как ни удивительно, больше у Иркутска — города меньшего по размерам, но «более туристического».
Кстати, сами иркутские отельеры, признавая большую, нежели в Новосибирске востребованность «многозвездных» отелей, в определении самой горячей отельной категории солидарны с новосибирцами. «В Иркутске перспективу имеют
Функционально иркутский отельный бизнес шире, чем в Новосибирске, — и классические отели для туристов (для них Иркутск — чаще всего транзитный пункт по пути на Байкал), и гостиницы для бизнесменов. В Новосибирске рекреационный сервис развит минимально (ни природными, ни архитектурными памятниками город не богат), зато
Вопрос рентабельности
«Вложения в трехзвездочный отель с приличным номерным фондом (около 100 номеров) — от $20 млн, — говорит Сергей Косенко. — Конечно, уменьшение числа номеров снижает затраты, зато существенно удлиняет период окупаемости». Эксперты настоятельно советуют не верить в универсалии и расчетные матрицы зарубежных пособий. «Уровень рентабельности — вопрос тонкий, — отмечает директор отеля DeLuxe Ольга Отмахова. —
По оценкам Евгении Котовщиковой, минимум номерного фонда для трехзвездочных
Месторасположение эксперты называют существенным для судьбы отеля фактором, но подчеркивают при этом, что понятие «центр города» не стоит абсолютизировать. В этом смысле иркутская и новосибирская ситуации почти антонимичны. В Иркутске тяготение отельеров к историческому центру обусловлено доминированием классического, созерцательного туризма. «Наиболее выгодным считается расположение в центре города, — рассказывает Сергей Евчик. — Это привязка к историческим местам, наиболее обустроенным улицам, Ангаре. Ядро Иркутска компактно — исторический, культурный, деловой центры и центр власти слиты воедино и находятся на относительно небольшой территории, входящей в Правобережный округ».
На этом фоне Новосибирск с его несколько аморфным, зато многополярным центром оказывается более удобным пространством как раз для трехзвездочных
Ценовая политика
Нормальной ценой для трехзвездочных отелей Сергей Косенко называет 3 тысячи рублей в сутки. «Впрочем, сейчас встречаются и вовсе странные расценки, — отмечает он. — Например,
Ценовой рационализм трехзвездочных отелей эксперты советуют поддерживать и правильным стартовым позиционированием, и текущей технологической экономией в рамках уже действующего проекта. «Материальную базу гостиницы нужно тщательно продумывать еще на начальных стадиях проектирования, — подчеркивает ведущий маркетолог московской компании «Аверс» Иван Сенин. — Мне, к примеру, в периферийных областных центрах доводилось видеть «трехзвездочники« с джакузи во всех номерах, с кариатидами и венецианской штукатуркой. Понятно, что инвесторы так воплощали свои грезы о шикарных старинных отелях, виденных в кино. Конечно, джакузи в номере — с позиций постояльца круто, но такой отель не окупится никогда. Это — не бизнес в чистом виде, а то, что американцы иронично именуют дримбилдингом — вкладывание денег в амбиции и мечты».
Что касается технологической экономии, то тут эксперты указывают три направления — постановка прачечного дела, бытовая химия и предметы индивидуального пользования. «Экономить на уюте нельзя, но можно сэкономить на средствах его поддержания, — подчеркивает Ольга Отмахова. — То есть можно убрать номер за 15 рублей, а можно за 3 рубля. Можно экономить на прачечной — тщательно рассчитывать расход моющих средств или отдать стирку на аутсорсинг. Как правило, в гостиничном бизнесе используется бытовая химия так называемого
Нормальная практика
Предметы на каждый день
Гигиенические аксессуары гостиничного номера — мыло, шампунь, полотенца, халаты — должны ли они обязательно быть марочными или предпочесть «анонимные», зато более дешевые эквиваленты? В отелях западных сетей этот вопрос принадлежит к разряду необсуждаемых: если оговорено наличие в ванных комнатах мыла марки X и шампуня марки Y, эти почтенные продукты будут доставляться в каждый отель. Порой эта принципиальность обходится дорого. Отечественные отельеры об этом нюансе осведомлены, и для них вопрос о содержимом туалетных столиков находится в сфере личного выбора. «Если отель позиционируется достаточно высоко, марочное мыло — обязательный атрибут номера, — говорит Ольга Отмахова. — А для демократичного формата подойдут и диспенсеры с жидким мылом».
На мебели практикующие отельеры экономить не советуют. «Мебель нужно выбирать добротную, с достаточным ресурсом прочности, — подчеркивает Ольга Отмахова. — Стоит серьезно вложиться, чтобы потом не пришлось менять ее ежегодно. Когда каждый год по пять номеров закрывается на ремонт — это несерьезно. Значит, материальная часть такой гостиницы изначально была сформирована неверно, в погоне за сиюминутной экономией». Принципиальным элементом каждой сибирской гостиницы Ольга Отмахова называет
Персональные проблемы
Материальная сторона — не самая трудная часть проекта. Куда большую проблему и для дебютантов, и для практикующих отельеров представляет кадровый ресурс гостиничного дела. «Несмотря на то что специалистов для туристического бизнеса готовят во многих вузах, чисто гостиничной специализации нет, — сетует Сергей Евчик. — Кроме того, очень не хватает младшего персонала. Это общая проблема индустрии гостеприимства — и отельеров, и рестораторов. Никто не готовит
Впрочем, в Новосибирске официальные места обучения отельному менеджменту есть — в университете экономики и управления, в НГТУ. Но, по признанию самих отельеров, далеко не все выпускники могут подтвердить свой дипломный статус реальным талантом гостиничного администратора. Но даже одаренного, мотивированного выпускника нужно «доращивать» в действующем коллективе — укреплять его мотивацию, развивать сервисную ментальность и навыки общения. Важен и верный подбор рабочего ритма — он тоже должен быть мотивирующим. «Подбирая персонал, я сначала на себе проверила избранный ритм, — вспоминает Ольга Отмахова. — Я сама попробовала убирать номера, побыла в амплуа горничной. Мне важно было выяснить, может ли наемный человек эффективно в этом ритме работать. Материал для выводов был. Если раньше у нас работали по системе «сутки/двое», то сейчас — «сутки/трое«. Более плотный ритм нерационален: человек выдерживает его около полугода. У нас же график достаточно мягкий. Пусть уж лучше люди работают спокойно. Работа должна быть не каторгой, а стимулирующим удовольствием».
Отели и сеть
Насколько значимы инвестиции в марку и рекламу отеля? «Вложения принципиальны, если брэнд соответствует гостиничному стандарту, — убежден Сергей Евчик. — Хотя в Иркутске вполне успешно существуют отели, которые вкладывают минимальные средства в рекламу. Впрочем, это гостиницы, которые активно рекламировались раньше и уже сформировали клиентскую базу».
К Интернету российские отельеры вообще обращаются чаще, чем можно предположить. В том числе и на старте при начальной проработке проекта. «Но найти несколько
Иван Сенин вообще не верит в отечественные консалтинговые предложения по отельному бизнесу, считая, что опыту в этом деле просто неоткуда взяться. «Отельный бизнес в его нормальном понимании у нас еще очень молод, — объясняет он свою точку зрения. — Консалтинговым фирмам просто не на чем было научиться, а кальки с западной практики у нас в большинстве случаев неэффективны». «Практической базы у российских консалтеров действительно немного, — соглашается Сергей Косенко. — Даже
Москва сейчас действительно переживает
Опубликовано: 29 августа 2007
Просмотров: 16207
Рубрики: Гостиницы России, Статистика и Исследования
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook