Тема недели
Оптовая текстильная компания «Торговый дом «АРТТЕКС»
"Гостиничный рынок Москвы - очень "сладкий" сегмент"
Президент ОАО ГАО "Москва" Андрей Кривошеин - в интервью "Газете"
По данным крупных консалтинговых компаний, средняя стоимость гостиничного номера в Москве составляет около 190 евро. Это не сильно отличается от цен в западноевропейских гостиницах. Например, в Париже средняя стоимость номера составляет около 200 евро, в Лондоне - порядка 210 евро. Одна из главных причин высоких цен в московских отелях - дефицит номерного фонда.
Как столичные власти планируют решить эту проблему, корреспонденту «Газеты» Денису Тыкулову рассказал президент ОАО «ГАО «Москва» Андрей Кривошеин. Компания была создана в 1994 году по решению правительства Москвы с целью обеспечить содействие развитию гостинично-туристской отрасли. 100% акций ОАО «ГАО «Москва» принадлежит городу.
- Дефицит гостиниц в столице - одна из серьезнейших проблем. Можно ли прогнозировать, когда эта проблема будет решена?
- До 2010 года номерной фонд столицы предполагается увеличить в три раза. Только в течение 2007-2008 годов в Москве планируется запустить около 40 отелей, а затем согласно Генеральной схеме размещения гостиниц предполагается реализовать еще примерно 370 проектов. Из них уточненный объем нового строительства составляет 211 объектов, и 158 - дополнительные предложения Москомархитектуры и заявки инвесторов. С учетом сохраняемого фонда количество гостиниц должно составить к 2010 году 554 объекта. За относительно небольшой период будет построено больше, чем за последние 100 лет. Кстати, до революции 1917 года в Москве было фантастическое количество гостиниц. Только в пределах Садового кольца около 240. Сегодня в столице всего 203 гостиницы, вместимость которых составляет 68,4 тысячи мест. Конечно, в данную статистику не попадают некоторые объекты, например гостиницы при посольствах.
- Основное строительство отелей развернется внутри Садового кольца?
- Что касается географии гостиничных проектов, то в Москве безусловным лидером является Центральный округ. Предполагается, что к 2010 году там будет находиться 132 отеля общей вместимостью 29 тысяч мест. Второе место отдано Северо-Восточному административному округу. Развитие гостиничного комплекса этого округа во многом связано с планируемой реконструкцией размещенных в районе ВВЦ многокорпусных гостиниц постройки 1950-1960 годов. У округа фантастический потенциал, хорошая экология, огромные парковые зоны.
Согласно Генеральной схеме здесь будут находиться 26 отелей, суммарной вместимостью 17,5 тысячи мест. Однако в условиях дефицита огромный потенциал есть у любого округа столицы.
- Планы города выполнимы или есть вероятность, что они так и останутся на бумаге?
- Планы могут быть выполнены в том случае, если удастся сократить сроки предпроектной подготовки строительства. В настоящее время они составляют от полутора до двух лет.
Это основной тормоз при реализации планов Генеральной схемы.
- Откуда взялась цифра 200 тысяч мест - объем номерного фонда столицы, который должны построить к 2010 году? Это то количество мест, которое достаточно для Москвы, или город просто не сможет больше построить?
- За основу взято количество номерного фонда в крупнейших мировых столицах, которые адекватны Москве по геополитическому расположению, - Лондон, Нью-Йорк, Париж, Мадрид и некоторые города Германии. Кроме того, учитывалось и то, что Россия - вертикально интегрированное государство и для решения большинства серьезных вопросов крупным бизнесменам и чиновникам надо ехать в Москву. А также надо учитывать внутренний туризм, который необходимо развивать.
- При средней стоимости номера в московских гостиницах $190, что почти равняется ежемесячному доходу для половины россиян, довольно трудно говорить о развитии внутреннего туризма. Когда начнут строить гостиницы экономкласса? Инициатив было достаточно много, но о реализации конкретных проектов пока не слышно.
- Гостиниц мало, поэтому они и дорогие. При этом застройщики строят то, что им выгодно в данный момент. А сегодня выгодно строить четырех- и пятизвездные гостиницы.
- А строительство недорогих отелей как-либо поощряется городом?
- Городом поощряется строительство любых отелей, он дает равные льготы для застройщиков любых категорий отелей. Рынок сам отрегулирует количество дорогих гостиниц, необходимых городу. А если чиновники будут вмешиваться в этот процесс, то ничего хорошего не получится. Нас интересует лишь увеличение номерного фонда и внятная ценовая конкуренция.
- Иными словами, дешевые гостиницы в Москве появятся не раньше, чем через 5-10 лет?
- Я уверен, что все произойдет гораздо раньше. Уже сегодня проектов трехзвездных гостиниц гораздо больше, чем пяти- и четырехзвездных. При этом много проектов гостиниц за пределами центра Москвы, где невозможно разместить отель высокой категории. Достаточно много отелей «три звезды» запланировано в районе Третьего транспортного кольца, а в спальных районах предусмотрено строительство даже двухзвездных гостиниц.
- Сегодня много непрофильных компаний приняли решение о выходе на гостиничный рынок столицы? В частности, застройщиков жилья?
- Очень много! Конечно, этот бизнес сильно отличается, например, от строительства жилья. Плюс жилого сектора: забор поставил - деньги пошли. Минус: продал - на этом объекте бизнес закончился. А следующей площадки может и не быть, ведь в столице сейчас колоссальный дефицит участков под застройку. Тогда как гостиницы - стабильные доходы, так называемые длинные деньги. В первую очередь этим рынком интересуются средние и небольшие компании. Люди заработали деньги и хотят вложить их в какой-то стабильный бизнес, подобными компаниями разрабатывается львиная доля участков под застройку отелей в Москве. Также гостиничный бизнес характерен для крупных сырьедобывающих компаний. Ведь им нужно вложиться не в прибыльный быстрый бизнес (он у них и так есть), а в сегмент, который поможет сбалансировать короткие быстрые доходы длинными деньгами. Здесь характерен пример Дубая, где на нефтяные деньги активно строятся отели. Ведь нефть кончится, а море, солнце и песок останутся.
- Можете назвать крупные компании, которые уже вошли в гостиничный бизнес?
- Их очень много, и, назвав две или три, я обижу остальных, а их десятки.
- Что вы можете сказать о формировании отечественных гостиничных операторов, в том числе о создании Объединенной гостиничной компании - проекте, который московские власти планировали реализовать вместе с Сулейманом Керимовым?
- О создании отечественных гостиничных операторов задумываются многие российские компании. У одних идея реализуется: подобные сети уже созданы компаниями «Стабильная линия» или Heliopark. У других дело ограничивается громкими декларациями. Это новый вид бизнеса, которым хотят заниматься многие. В любом случае отечественные сети - это благо для страны и мы поможем любому. Я с уважением отношусь ко многим иностранным сетям, но лично мне обидно, когда деньги утекают за рубеж.
- Многие известнейшие мировые бренды гостиничных операторов до сих пор не представлены в Москве. В частности, "Хилтон" несколько раз планировал открытие отеля в российской столице, но по разным причинам не получилось. У руководства этой сети какие-то принципиальные разногласия с московскими властями?
- Что здесь сказать, гостиничный рынок Москвы очень высококонкурентный и «сладкий» сегмент. И ничего не поделаешь, если «Холидей Инн» с его в хорошем смысле слова агрессивной политикой постоянно обгоняет «Хилтон». Здесь мы не можем диктовать свои условия: пусть будет 10-15 отелей «Холидей Инн», пусть они работают и зарабатывают деньги! Кстати, в ближайшее время «Хилтон», может быть, войдет в Санкт-Петербург. Впрочем, и в Москве все будет!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook