Гостиницы Москвы и Петербурга: Обзор рынка


Не столицами едиными
Сложилось мнение, что основной поток приезжающих в Россию туристов направляется главным образом в столицы - Москву и Санкт-Петербург. В последние годы, однако, ситуация начала меняться, и одни из причин - как сокращение туристической инфраструктуры (Москва в последние годы, как известно, лишилась нескольких крупных гостиниц - "Интуриста", "Москвы", "Минска", "России"), так и непомерный рост цен на туристические услуги (например, в Петербурге в канун его 300-летия).

В итоге - стабильный рост въездного туристического потока в регионы. В среднем, по оценкам региональных специалистов, его годовой прирост составляет 5-7% (Костромская, Смоленская, Вологодская, Самарская области, г. Нижний Новгород), а в хорошо "раскрученных" в туристическом отношении областях, как например, Владимирская - 20-25%. Рост турпотока идет параллельно с наращиванием туристической инфраструктуры, в первую очередь гостиничной, причем не только в областных центрах: там, где еще пять лет назад проблема размещения иностранных групп стояла весьма остро (например, в Самаре), сегодня она фактически снята.

В качестве примеров новых гостиниц, рассчитанных, в частности, и на прием иностранных групп, можно привести не только отели высокого сегмента, такие как Ring Premier Hotel (Ярославль), "Ренессанс" (Самара), "Александровский сад" (Нижний Новгород), но и рассчитанные на менее состоятельных клиентов "Дворянское гнездо", "Боярские палаты" (обе - Кострома), "Чайка" (на территории Национального парка "Смоленское Поозерье"), "Мономах" (Владимир), "Мещёрский скит" (г. Судогда, Владимирская область). Вместе с тем, например, в ряде областей (например, в той же Владимирской) в высокий сезон дефицит гостиничных мест, особенно в гостиницах туристического класса, по-прежнему существует. Причем в регионах растет понимание того, что гостиница должна предлагать клиенту не только соответствующий уровень комфорта и сервиса, но и русский колорит и стиль - примером такой "стильной" гостиницы является первая очередь нового суздальского гостиничного комплекса "Пушкарская слобода" (46 мест).

К сожалению, в регионах не существует пока единой методики учета прибытий иностранных туристов и в каждой области он ведется по-своему. Главными источниками информации в большинстве из них являются гостиницы и туристические фирмы (в каждой области имеется в среднем 15-17 фирм, занимающихся приемом иностранных групп). Но имеются и иные источники информации: во Владимирской области - музеи, в Нижнем Новгороде и Самаре, городах, имеющих международные аэропорты, - таможня, а в Смоленске (не по причине ли приграничного положения?) - даже ФСБ.

Набор экскурсионных маршрутов на протяжении многих лет остается достаточно стабильным, и в каждой области имеется по несколько самых популярных тематических маршрутов, специально ради которых туристы и приезжают в Россию. Обычно количество туристов, приезжающих на специализированные маршруты, составляет в среднем по каждой области около 60-70%, хотя бывают и специфические исключения, как например, закрытый в течение десятилетий для иноземных гостей "карман России" Нижний Новгород, где абсолютное большинство иностранных клиентов связано с деловым туризмом.

Например, в Костромской области - это маршрут "За Веру, Царя и Отечество" (сусанинские места, Кострома, Ипатьевский монастырь, село Красное и лосиная ферма), в Вологодской - Великий Устюг, Кириллов, Ферапонтово, во Владимирской - областной центр и Суздаль, в Смоленской - Кремль и усадьба Талашкино. Новые экскурсионные программы, по мнению большинства туроператоров, начинают пользоваться спросом главным образом в тех случаях, когда они не связаны с дальними разъездами. Например, одним из главных туристических "хитов" Самары очень быстро стал у иностранцев расположенный в самом центре города "бункер Сталина" (несмотря на то, что в высокий сезон его посещение стоит до 80 евро), а, скажем, в Смоленской области никак не обретет достойного места на рынке расположенный в сотне километров от областного центра Национальный парк "Смоленское Поозерье". В целом же продвижение новых экскурсионных программ на рынке въездного туризма требует регулярной и интенсивной работы на международных туристических выставках, на участие в которых у большинства российских регионов пока не хватает средств.
 
Турбизнес

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook