В зале заседаний городской Думы Краснодара состоялось выездное заседание общественного градостроительного совета при главе администрации края. В повестке дня был лишь один пункт - обсуждение концепции реконструкции центральной части города.
Бизнес вместо "муравейника"
В зале гордумы яблоку негде было упасть: вокруг внушительных макетов новостроек, выставленных на обозрение, собрались архитекторы, представители строительных организаций, депутаты гордумы практически в полном составе, их коллеги из профильных комитетов ЗСК, а также представители общественности - общественный градостроительный совет при губернаторе специально создавался с целью, чтобы все реализуемые в крае крупномасштабные строительные проекты обсуждались не только узким кругом специалистов.
Значимость повода, по которому в этот раз собрался общественный совет, стала понятна уже по составу президиума: губернатор Александр Ткачев, его замы Александр Ремезков, Галина Золина, Александр Иванов, глава Краснодара Владимир Евланов и председатель городской Думы Николай Котляров.
Наивно полагать, что реконструкцию старой части краевого центра на столь высоком уровне собрались обсуждать впервые: почти год работает совместная комиссия специалистов краевой и городской администраций по проработке всех аспектов этого проекта.
Результаты ее работы впечатляют, отмечают "Краснодарские известия". Проведена детальная инвентаризация почти сотни кварталов в центре города, разработан план отселения более 50 тысяч человек в более комфортные жилища, а самое главное - найдены крупные инвесторы, готовые на месте бывшего "шанхая" возвести современные офисные, торговые и жилые комплексы с зеленой зоной, скверами и столь необходимыми задыхающемуся от транспорта городу подземными парковками.
- Нельзя допустить, чтобы в XXI веке в столице одного из ведущих регионов страны люди жили, не имея элементарных бытовых условий, - сказал, открывая заседание, Александр Ткачев. - Пришло время кардинально менять облик Краснодара: моральный ущерб, наносимый имиджу нашего столичного города как делового центра юга России так называемыми "муравейниками", даже не поддается оценке. Без скорейшей модернизации город начнет умирать, задыхаться в дорожных пробках и ливневых потоках.
"Болезнью роста", по словам губернатора, уже переболели многие российские города, в том числе и столица Татарстана Казань, где не так давно побывала делегация Краснодарского края. Успешный опыт этого города в деле переустройства побудил кубанское руководство привлечь к разработке проекта реконструкции Краснодара в том числе и казанских специалистов.
- Нужно понимать, что два года, отведенные на реконструкцию центра Краснодара, горожане будут испытывать большие неудобства, но речь идет о будущем города, наших детей и внуков, и мы обязаны выполнить эту работу, - отметил Ткачев.
Пробки останутся в прошлом
Честь презентовать концепцию реконструкции, облаченную в великолепный пластиковый макет, выпала главе города Владимиру Евланову. Словно заправский архитектор, руководитель Краснодара объяснял смысл размещения тех или иных зданий, их функциональную взаимосвязь и фасадные решения.
Впрочем, сначала хотелось бы остановиться на второй части его доклада - концепции транспортного развития города, так как именно она преподнесла главную сенсацию: железную дорогу северного направления было решено вынести за черту города. Но обо всем по порядку.
Строить в центре города офисные "небоскребы" было бы бессмысленно, если попутно не решать транспортную проблему, а она заключается прежде всего в недостаточной пропускной способности основных городских магистралей. Посему генпланом развития города предусматривается создание нескольких сквозных проездов. Работа в этом направлении уже активно ведется: реконструируются улицы, параллельные Северной, прежде всего Калинина и Кузнечная. Работы на этих объектах, включая расширение проезжей части и асфальтирование, будут завершены уже в ближайшие месяцы, и начнется второй этап работ - соединение ранее не сообщавшихся улиц.
Улицу Калинина предполагается связать с Елизаветинской трассой и с улицей Кузнечной, для чего потребуются точечные сносы строений на участке улиц Красной - Красноармейской.
Новокузнечную планируется соединить с Тихорецкой, что позволит въезжающему в город транспорту миновать улицу Северную. Таким образом, по крайней мере частично, будет решена проблема сквозных проездов в направлении запад - восток.
Сквозная магистраль север - юг потребует более радикального решения, а именно переноса железной дороги на участке Ростовское шоссе - Краснодар-II за пределы города и строительства на месте бывших путей высокопропускной магистрали.
Уже подписан протокол о намерениях с руководством СКЖД о переносе полотна - кроме устройства автомагистрали это даст возможность использовать под жилищную застройку почти 100 гектаров, занимаемых ныне полосами отчуждения.
Площадь в три яруса
Впрочем, перенос железной дороги - вопрос не сегодняшнего дня, слишком многое еще нужно решить: маршрут обходной ветки, начиная от 9-го километра Ростовского шоссе, отчуждение земель и прочее. Зато реконструкция некоторых кварталов города начнется уже в марте. Два квартала, прилегающих к драмтеатру слева и справа от него, между улицами Красноармейской и Коммунаров, будут полностью расчищены от индивидуальных строений, а на их месте вырастет комплекс офисных зданий и гостиница класса "пять звезд".
Кстати, этими участками заинтересовались сразу несколько компаний, и, как заверил Владимир Евланов, путем конкурса будет определена фирма, предлагающая свои услуги на самых выгодных условиях.
Параллельно начнутся работы по другую сторону площади Октябрьской революции - на территории 1-й городской больницы, которая станет компактнее, на ней будет создан городской музей-заповедник, включающий храм и мемориальный комплекс, а на освободившейся площади будет возведен бизнес-центр, который органично впишется в другой архитектурный ансамбль - трехъярусную площадь, новое обличие главной городской площади.
Предполагается, что ее первый ярус займет музей градостроительства, выполненный с учетом самых современных технологий музейного дела. Второй ярус - крытая парковка для автотранспорта, а на третьем, представляющем собой прозрачный свод, разместятся торговые комплексы. Проект краснодарского "манежа" будет реализовываться фирмой "Кескоч".
40 "маяков"
Кроме комплексной поквартальной застройки (в общей сложности будет изменен облик 94 кварталов, и не только в центре) предполагается в разных частях города начать строительство объектов, способных стать визитной карточкой краевого центра и точками притяжения для последующего преобразования его облика.
Таковыми станут торгово-развлекательный "Сити-парк", который вырастет на месте бывшего рынка "Октябрь" на участке улиц Красной - Северной и Рашпилевской. Этот проект тем более актуален, что улица Северная, изрядно изуродованная разномастной частной застройкой, давно требует продуманных архитектурных решений. Как заверил Владимир Евланов, на значительном протяжении улицы Северной будет производиться так называемая фоновая застройка - высотные здания, выдержанные в едином архитектурном стиле, которая компенсирует фасадный разнобой магазинов и развлекательных комплексов.
Призыв "Развернем город к реке!" в концепции реконструкции краевого центра приобретает особую значимость. На одном из въездов в город - в районе Тургеневского моста - вырастет комплекс офисных высотных зданий с благоустроенной современной набережной.
Архитектурные изыски появятся и на Кубанонабережной: на берегу Затона, занимаемом ныне бараками, взметнется ввысь элитный жилой комплекс "Бригантина". Однако облик города будут составлять не только новостройки. Предполагается капитально отреставрировать и уже имеющиеся здания. Один из наиболее значимых для города проектов - реконструкция гостиницы "Центральной".
В общей сложности по периметру города и в его центре появится более 40 архитектурных "маяков".
Главное - люди
Вопрос номер один - расселение жителей из сносимого жилья. Поэтому ни одному проекту не будет дана окончательная отмашка, пока все до единого обитателя сносимых домов не окажутся обеспеченными жильем.
Только для отселения людей из двух кварталов, прилегающих к драмтеатру, потребуется почти три с половиной тысячи квартир. Уже разработан поэтапный план расселения жильцов в новые 16-этажные дома, которые предполагается сдать в начале ноября, и покупки для них дополнительных квартир на вторичном рынке. Начиная с апреля из ветхого жилья будет отселяться по 100 - 120 семей ежемесячно.
Для переселенцев из других частей города вообще планируется отвести целый микрорайон: в районе улицы Восточно-Кругликовской вырастет целый мини-город.
Работы по сносу ветхого жилья на некоторых площадках начнутся уже в начале марта, а на весь комплекс работ по реконструкции отводится только два года. За столь короткий срок не преобразовывался еще ни один город, поэтому в случае успешной реализации проекта опыт Краснодара послужит не только городам края, но и всей стране.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка,
индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка
материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook