Как вести себя в случае проверки, советы специалиста

В жизни часто возникают ситуации, когда не знаешь, как правильно себя вести. Адвокат, членом Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга Дворниченко Алексей Андреевич дал ряд советов, которые помогут избежать возникновения неприятных ситуаций во время проверок гостиницы.

Как должен вести себя персонал отеля во время проверки?

Комментарий Дворниченко А.А.:

Рядовым сотрудникам отеля при общении с представителями полиции можно дать следующие рекомендации:

• Попросите человека в форме или без нее назвать свои должность, звание, фамилию и предъявить свое удостоверение. Согласно п.4 ст. 5 закона “О полиции": "При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения"

• Согласно п.5 ст.25 закона “О полиции” сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, имеют специальный нагрудный знак, “позволяющий идентифицировать сотрудника полиции”. Этот знак должен помочь вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает вам своего удостоверения. Скорее всего, со вступлением в силу закона «О полиции» эти знаки появятся не сразу, но их отсутствие уже с 1 марта 2011 года - нарушение закона.

• Перепишите его звание, ФИО, № удостоверения, данные нагрудного знака.

• Позвоните другу и сообщите ему, ГДЕ и С КЕМ вы разговариваете. Это очень важно и дает вам значимую гарантию безопасности. Не стесняйтесь звонить другу.

• Узнайте причину проверки документов. «Просто так» проверять документы у вас не могут. В Законе «О полиции» (п.2 ст.13) указано, что для проверки документов у сотрудника полиции должны быть ДАННЫЕ, дающие основания подозревать вас в:

1. в совершении уголовного преступления;

2. в совершении административного правонарушения;

3. в том, что вы находитесь в розыске;

Есть ещё ряд экзотических причин: уклонение от административного ареста; от принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; нарушение комендантского часа; совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Уточните, в чем именно вас подозревают и на основании каких конкретных данных.

Если таких данных у сотрудника полиции нет - то он нарушает закон и его действия можно и нужно обжаловать.

 • Показывайте паспорт из своих рук. Заранее предупредите об этом сотрудника полиции, чтобы он не пытался у вас его вырвать. Сотрудник полиции не имеет права изымать у вас паспорт или брать его в залог — это нарушение ст. 19.17 КоАП РФ.

• Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: Вы не обязаны носить его с собой. Сошлитесь на то, что по законодательству вы обязаны бережно хранить паспорт (см. п. 17 Положения о паспорте гражданина РФ) и, поэтому храните его дома. Предъявите сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (права, студенческий билет и т.п.), либо просто продиктуйте ему свои данные. Никакой закон не обязывает вас носить с собой паспорт.

• Если вас подозревают в нарушении правил регистрации: граждане РФ обязаны оформить регистрацию, только если проживают в одном помещении 90 дней (см. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2004 года № 825). Доказать подобный факт очень сложно.

Помните, вы не обязаны доказывать свою невиновность (ст. 1.5 КоАП РФ, ст. 49 Конституции РФ); а вот сотрудник полиции будет обязан доказать вашу вину, и если он не сможет это сделать, его действия можно и нужно обжаловать.

• Учтите, что при проведении досмотра сотрудник полиции обязан составить протокол в присутствии двух понятых того же пола, что и вы (см. ст. 27.7 КоАП РФ).

• Помните, что если вас по какой-то причине задержали и доставили в отделение - согласно п.7 ст. 14 закона “О полиции” у вас есть право на телефонный разговор. Это право появилось в новом законе, и сотрудники полиции могут о нём не знать - не стесняйтесь напомнить им об этом. Любое задержание должно оформляться протоколом, копия которого вручается задержанному (п. 15 ст. 14 закона "О Полиции" и п.2 ст.27.4 КоАП РФ).

• Согласно п. 3 ст. 14 закона “О полиции” в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина свое удостоверение, а также разъяснить право на юридическую помощь, право на переводчика, право на уведомление близких лиц, право на отказ от дачи объяснений. Согласно п. 4 ст. 14 закона “О полиции” любой задержанный вправе пользоваться услугами защитника и переводчика с момента задержания.

Как персонал должен вести себя с гостями в такой ситуации?

Комментарий Дворниченко А.А.:

На мой взгляд, гостей надо успокоить и говорить о том, что проводится плановая проверка контролирующими организациями.

Какие действия должен принять управляющий/собственник отеля в такой ситуации?

Комментарий Дворниченко А.А.:

При проверке сотрудниками абсолютно любой контролирующей инспекции Вы должны быть готовы предпринять максимум усилий, направленных на защиту Ваших прав и интересов.

В процессе проверки обычно допускается множество ошибок как со стороны проверяемого, так и со стороны проверяющего. Поэтому, главная задача предпринимателя, использовать для защиты своих прав и интересов все возможные механизмы, в том числе и ошибки проверяющего. Зачастую сам проверяющий не может учесть, а иногда просто не имеет представления обо всех нюансах своего поведения при проверке. Его грубые ошибки можно использовать для дальнейшего аннулирования результатов проверки в судебном порядке.

Прежде всего, ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и узнайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета). Не стесняйтесь записать все данные в книгу проверок, это Вам впоследствии очень поможет. Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам Вы сможете потребовать получение копии протокола. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).

В распоряжении должно быть также указано:

• его номер и дата;

• наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка;

• цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;

• правовые основания проведения проверки;

• дата начала и окончания проверки.

Проверки объектов торговой деятельности осуществляются работниками контролирующих органов только при предъявлении служебного удостоверения и направления на проведение проверки, выданного в пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих. Это значит, что без ведома руководства соответствующего контролирующего органа, фактически невозможно проведение какой-либо проверки, что дает право предпринимателю при отсутствии направления на проверку не допускать проверяющих к проверке и связываться с их руководством для выяснения вопроса.

До момента вступления в силу ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001г. количество проверок никак не регламентировалось. В соответствии с указанным федеральным законом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю (т.е. проверка) может быть проведено с периодичностью не более 1 раза в два года.

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых - проконтролировать исполнение предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия.

Внеплановые проверки могут проводиться исключительно в определенных законом случаях, а именно:

• если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

• обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки.

К сожалению, вышеуказанный Федеральный закон распространяется не на все сферы контроля.

Он не применяется к отношениям, связанным с проведением:

• налогового контроля;

• лицензионного контроля;

• оперативно–розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

• а также некоторых других.

Закон закрепляет важные принципы защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):

 

• презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя,

• проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов контроля,

• соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующего органа,

• учет мероприятий по контролю,

• ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении,

• недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю

• и др. 

Проверяющий часто настроен негативно по отношению к предпринимателю – проверяемому, поэтому не усугубляйте обстановку и пытайтесь отнестись к нему доброжелательно. Установление психологического контакта очень важно. Ведь своим резким поведением Вы можете спровоцировать активную негативную реакцию по отношению к Вам.

Отстаивая свои интересы, будьте настойчивы, но вежливы*! 

*По мнению некоторых бухгалтеров, любая проверка обозначает уплату некой суммы денег в виде штрафа или «материального вознаграждения» инспектору. А вот размер штрафа или «отступного» во многом зависит от отношений, которые сложились с инспектором.

 Старайтесь чаще обращаться к контролеру по имени и отчеству. Психологи утверждают, что звуки собственного имени вызывают у человека положительные эмоции.

Важно продемонстрировать контролеру свою открытость и готовность помочь. Ряд наиболее умудренных жизнью бухгалтеров сознательно оставляют в отчетности небольшую, но заметную ошибку и сами указывают на нее контролеру, добавляя доверительно: «Кто же из нас не ошибается».

Предложите проверяющим чай или кофе. Совместное чаепитие очень помогает наладить контакт и решить возникшие в процессе проверки разногласия*.

 *Часто, стараясь наладить контакт с инспектором, кто-то заводит разговоры «за жизнь». Это не всегда оправданно. Если Вы видите, что контролер не расположен вести разговоры, то лучше воздержаться от них. Предоставьте все необходимые документы и, посетовав на большой объем работы, займитесь своими делами. У налоговых инспекторов и прочих проверяющих тоже есть сроки, план, и многим из них  совершенно не хочется тратить рабочее время на пустые разговоры.

 Важно знать, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий, вне случаев, указанных в законе и, тем более, без составления акта изъятия (описи) и без полномочий, предоставленных на то законом,  также не имеет права.

Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для Вас действует правило «разрешено все, что не запрещено», то для проверяющего наоборот: «запрещено все, что не разрешено». Этим Вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых Вы сомневаетесь.

Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса:

«Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо».

Часть 3 и 4 ст. 1.5. КоАП РФ гласят:  

«Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица»

Это значит, что Вы можете в суде и не утруждать себя, доказывая свою невиновность, наоборот, представитель государственного органа должен доказать обоснованность применения к Вам ответственности. При осуществлении правосудия «…не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона…» (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушение закона, однозначно, помогут Вам защитить свои права и отстоять интересы.  

Например,  были случаи, когда органы милиции при осуществлении проверок павильонов приглашали одних и тех же лиц, причем в одном случае проверка проводилась в декабре, а в другом – в феврале. Тем не менее, понятые были одни и те же, что позволяет сомневаться в их незаинтересованности. Это противоречит требованиям закона об их незаинтересованности. Протокол об административном правонарушении или иной документ проверяющих, составленный при участии таких понятых, можно с успехом «разгромить» в суде.


  источник: Prohotel.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника