Туристический рынок попал в "паутину"

Онлайн-бронирование, или онлайн-продажа туристических услуг – самый быстрорастущий сектор туристического рынка. В соответствие с мировыми тенденциями, выход очередного сегмента в "глобальную паутину" повлек за собой быстрый рост спроса со стороны потребителей. Стремясь найти выгодные предложения и сэкономить на услугах турагентств, современные путешественники активно перетекают в онлайн, формируя новый тренд на туристическом рынке. Показатели в этом, относительно новом сегменте растут на сотни процентов в год, и развивается он гораздо быстрее, чем "старый" оффлайновый рынок. В США доля онлайн-бронирований в общем объеме продаж туруслуг составляет порядка 60%, а в Западной Европе – более 30%. Отечественный рынок пока находится в начале большого пути: по разным оценкам, сейчас в России только 2-5% бронирований туруслуг происходит в Интернете, а исключительно онлайн-агентствами на российском рынке являются не более 2% игроков.

Россия долгое время оставалась настоящим белым пятном на карте туристических онлайн-услуг, и, как это часто бывает, отстала от других развитых стран на пару лет. Основными причинами для этого, по мнению экспертов отрасли, стали отставание в развитии сети Интернет, малая распространенность пластиковых карт среди населения, сложности с оформлением виз и особенности менталитета, диктующие российскому туристу предпочитать готовую и заранее оплаченную путевку самостоятельному путешествию. Тем не менее, в условиях кризиса, направление продаж онлайн получило отличный стимул к развитию, когда, с одной стороны, распространение широкополосных сетей стало почти повсеместным, а с другой - сокращение доходов заставило туристов внимательнее отнестись к тратам на отдых.

«За 2 прошедших кризисных года большая часть туристов привыкла к самостоятельности в организации путешествий, и все чаще выбирает не классические турагентства, а онлайн порталы, где можно купить услуги без дополнительных сервисных сборов", - рассказывает коммерческий директор одного из самых динамично развивающихся онлайн-проектов по продаже туристических услуг Amargo Роман Крылов. - "В конце концов, самостоятельная организация поездки становится просто модным и увлекательным занятием. Ведь никто кроме Вас не знает лучше - что именно вам нужно. В Интернете доступна вся информация: цены, расписания, детали перелета, карты, достопримечательности, описания гостиниц – все это позволяет планировать путешествие в удобное для вас время, в удобном месте».

Безусловно, фактор моды сыграл значительную роль в развитии этого сегмента на рынке туризма и отдыха. Если раньше самостоятельные путешествия казались признаком низкого дохода (поездки «дикарями» в Крым и на другие отечественные курорты в советское время), то сегодня, напротив, комплексная путевка все чаще кажется выбором человека ленивого и недостаточно информированного. Зародился новый тренд, предлагающий путешественникам возможность выбрать новые, еще неизведанные маршруты, и гостиницы, которые рекомендуют в мировой паутине «бывалые» туристы. Рынку приходится подстраиваться под новые веяния.

«Сейчас многие пользователи стали не просто грамотными специалистами в области организации самостоятельных путешествий, даже в ряде случаев профессионалами своего дела, к чьему мнению нужно не просто прислушиваться, а всегда тщательно и с благодарностью анализировать, делая правильные выводы. Я убежден – бурное развитие нашего бизнеса в первую очередь обеспечивается за счет новых требований, предъявляемых нам современными путешественниками», - рассказывает Роман Крылов.

Кризис 2008-2009 годов, сыграл роль последней соломинки, переломившей не спину верблюду, а общую рыночную практику. И статистика это подтверждает. По сообщению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, за первые шесть месяцев 2010 года резко выросло число тех туристов, которые не обращаются в турфирмы, а предпочитают путешествовать самостоятельно. «По многим европейским направлениям отмечен значительный рост числа туристов. Причем основной прирост, как полагают туроператоры, дали именно самостоятельные туристы, которые сами бронируют отели, билеты, нередко выбирая дешевые транзитные рейсы через третьи страны», - сказала Тюрина.

Тенденцию роста числа самостоятельных туристов подтверждают и в онлайн-агентствах. По оценкам представителей крупнейших компаний отрасли, ежемесячно объем в этом сегменте трэвел-рынка растет примерно на 50%. Наибольший спрос, как и прежде, отмечен на бронирование авиабилетов: электронные версии уже стали привычными. Одновременно растет спрос и на бронирование отелей. Покупка разнообразных туристических услуг полным комплектом и по отдельности стала новым трендом 2010 года – если в прошлом году можно было говорить только о намечающейся тенденции, то в 2010г. активный рост спроса и предложения в этом сегменте стал очевидным.

«Сегодня в России более 190 сайтов трэвел-агентств работают на базе технологий электронной коммерции Amadeus E-commerce. Растет интерес к более продвинутым решениям, возможности которых отвечают требованиям взыскательных путешественников. В среднем, в месяц число посетителей на этих ресурсах колеблется около 10-12 млн.», - отметила Екатерина Григорян, менеджер Отдела маркетинга и внешних коммуникаций компании «Амадеус - информационные технологии».

Сейчас на Интернет-продажи туров в России приходится, по разным оценкам, всего 2-5% от общего объема реализованных туров. За последние два года объем вырос на 20%, а нынешний год, как ожидают эксперты, даст мощный прирост. Туроператоры отлично знают о растущем стремлении россиян к самостоятельности. Эта тенденция, как полагают они, будет нарастать, учитывая темпы интернетизации страны. Сейчас уровень Интернет-покрытия составляет по Москве почти 95%, в среднем по России – не менее 35%. К 2012 году среднероссийский показатель, как ожидается, подрастет до 50%.

В качестве примера успешного старта и не менее успешной стратегии развития можно назвать уже упомянутое ранее агентство по онлайн-бронированию Amargo.ru. Эта компания примечательна тем, что в свое время она стала первой «ласточкой» в сегменте онлайн-продаж полного спектра туристических услуг в режиме реального времени, и сделала ставку на комплексное обслуживание потребителей: буквально все, что необходимо для путешествия, от билета до страхового полиса, можно заказать на сайте компании в несколько кликов. Проект Amargo стартовал в августе 2009 года и сегодня является серьезным претендентом на лидерские позиции в сегменте онлайн-продажи туристических услуг.

«Amargo динамично развивается, и уже с июля 2010г. оборот сервиса превысил 1 млн. долларов США в месяц. Общий план продаж до конца финансового года составляет 12 млн. долларов, и вероятнее всего, он будет превышен», – говорит Ольга Захарова, Президент Amargo. Она также сообщила, что за последние полгода сервисом воспользовались более 10 000 человек, а на данный момент покупки туристических услуг с помощью Amargo совершают более 110 человек ежедневно. Валерия Захарова, Менеджер по развитию нового бизнеса компании Travelport, подтверждает: «По нашим данным, именно Amargo стал «лучшим стартом» – лидером по динамике роста объемов продаж авиабилетов среди всех российских онлайн-агентств».

Покупка авиабилетов – наиболее привычная и востребованная услуга для пользователей, ее объем увеличивается ежемесячно и составляет 69% от всего объема продаж Amargo. Около 18% от общего числа продаж приносят железнодорожные билеты, а отели пока занимают всего 7%, но имеют отличные перспективы роста. Благодаря партнерству с Expedia, с ноября база предложений отелей на сайте Amargo увеличится более чем втрое и составит 130 000 гостиниц в 900 населенных пунктах по всему миру.

Компания обладает уникальной для России технологической платформой, которая дает возможность создавать индивидуальное путешествие из доступных к бронированию услуг на сайте, и затем оплачивать несколько услуг единой транзакцией. Главной технологической особенностью является возможность одновременной работы с несколькими поставщиками однородных услуг. В частности, база отелей формируется за счёт предложений компаний Expedia и Tourico, с учётом пересекающихся вариантов, доступности мест у разных поставщиков и ценовой политики.

«Мы не планируем останавливаться на продаже только авиабилетов и отелей, уже сейчас мы предлагаем нашим пользователям пакет услуг, включающий авиабилет, отель, билет на Аэроэкспресс, страховку, а также возможность заказа такси. Такой пакет услуг позволяет абсолютно самостоятельно, без помощи трэвел-менеджера организовать практически любую, не только частную, но и деловую поездку», - рассказывает коммерческий директор Amargo Роман Крылов.

Исходя из общих тенденций развития рынка, можно спрогнозировать и будущее сегмента онлайн-продаж туристических услуг. Прежде всего, отрасль будет расширяться сразу в двух направлениях - самостоятельные путешественники начнут осваивать бюджетные предложения, самостоятельно открывая новые направления и отыскивая самые дешевые авиалинии. Корпоративные игроки продолжат изучать предложения бизнес-класса, поэтому вряд ли стоит ожидать, что этот класс «просядет» в спросе. Вероятнее всего, вслед за традиционными предложениями нам стоит ожидать выхода онлайн-агентств на новые, прежде неизученные туристами рынки - в моду войдут по-настоящему экзотические путешествия и действительно необычные города и страны.

И наконец, увеличение количества игроков на этом рынке неизбежно приведет к обострению конкуренции, а конкуренция - к снижению расценок и поиску новых возможностей заработать деньги. Это могут быть новые услуги, как прямо, так и косвенно связанные с поездками и путешествиями. Этот период уже прошли другие страны, и он неизбежно ожидает и Россию. В момент, когда количество профессиональных игроков в этом сегменте рынка утроится, выживут только самые приспособленные.
 


  источник: Prohotel.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника